О проекте


Проект межвузовского учебно-научно-инновационного комплекса повышения квалификации специалистов библиотек средних образовательных учреждений.

Актуальность

Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом зависит от уровня всего кадрового потенциала образовательного учреждения, в том числе и от информационно-библиотечных кадров, их вовлеченности в решение образовательных и воспитательных задач, реального воплощения теории командной работы в каждом конкретном образовательном учреждении.

Решение главной задачи российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства - требует не только модернизации в сфере управления образованием, не только существенных изменений содержания образования, но и перманентного профессионального и творческого роста всех категорий специалистов образовательного учреждения.

Информационное и ресурсное обеспечение процессов модернизации невозможно без информационно-библиотечных специалистов, готовых выполнять функции информационных посредников между сложной системой информационных ресурсов учителями и учащимися. Одновременно модернизация школьного образования требует значительного расширения воспитательных функций библиотеки (медиатеки, медиацентра), что в свою очередь предполагает необходимость значительного углубления знаний библиотекарей в области литературы, педагогических технологий, психологии.

В настоящее время динамика изменений в системе подготовки и повышения квалификации библиотечных специалистов не в полной мере соответствует изменению параметров информационно-библиотечной деятельности. Качественное непрерывное образование библиотечных специалистов для библиотек различных типов и ведомств предполагает комплексность, согласованность и только в этом случае является эффективным.

Проблемная ситуация:

Необходимость кардинальных изменений в области профессиональной подготовки и последующей профессиональной адаптации специалистов школьных библиотек.

Потребность в комплексном решении проблемы профессиональной подготовки специалистов библиотек образовательных учреждений, как проблемы требующей координации между учреждениями и организациями Министерств культуры и образования.

Недостаточно высокий уровень взаимосвязей между учреждениями и организациями, занятыми профессиональной подготовкой специалистов школьных библиотек, а также программ подготовки таких специалистов на разных уровнях профессионального образования.

Необходимость скоординированного использования информационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения условий качественной профессиональной подготовки и адаптации специалистов школьных библиотек.

Цель проекта:

Создание эффективной системы повышения квалификации школьных библиотекарей, соответствующей Концепции модернизации образования.

Приоритетными направлениями работы являются:

интеграция системы непрерывного образования специалистов школьных библиотек (медиатек, медиацентров) в Программу модернизации российского образования на период до 2010 года

научно-методическое обеспечение процессов повышения квалификации и расширения сферы профессиональной деятельности, а также последующей профессиональной адаптации специалистов библиотек различных типов средних общеобразовательных учреждений, имеющих различные уровни базовой профессиональной подготовки и опыта профессиональной деятельности (разработка и издание новых видов учебно-методических материалов, организация тестового промежуточного контроля знаний и т.д.);

внедрение различных форм и обучения, включая очно- заочное и дистанционное; разработка, апробация и внедрение вариативных программ дополнительной подготовки, повышения квалификации и профессиональной адаптации специалистов школьных библиотек (медиатек, медиацентров);

обеспечение координации между высшими учебными заведениями различных ведомств (СПбГУКИ - Министерство культуры Российской Федерации; РГПУ им. А.И.Герцена - Министерство образования Российской Федерации), занятыми профессиональной подготовкой специалистов библиотек образовательных учреждений;

Основными целями обучения школьных библиотекарей являются:

Создание информационной ресурсной базы школы - освоение мировых информационных ресурсов, создание информационной продукции и оказание информационно-библиотечных услуг на базе использования НИТ.

Информационно-библиотечное обеспечение вариативности школьного образования, создание предпосылок для активизации воспитательной работы на базе библиотеки.

Повышение уровня информационной культуры личности учителей и учащихся.

Оказание содействия школьным библиотекарям в повышении педагогической квалификации, организации работы в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом.

Учебная деятельность обучаемых осуществляется на нескольких уровнях:

Теоретический: изучение теоретических аспектов деятельности и специфики работы школьных библиотек, а также их взаимодействия с библиотеками и культурно- досуговыми центрами других ведомств.

Исследовательский: анализ и обобщение опыта работы отечественных и зарубежных библиотек.

Экспериментальный: обучение школьных библиотекарей проектной деятельности, созданию собственных методических разработок (сценариев игр, викторин, конкурсов и других проектов) пригодных для тиражирования в других школьных библиотеках.

Перспективность проекта.

В результате реализации проекта повышение квалификации библиотекарей образовательных учреждений осуществляется на базе двух ведущих вузов Северо- Запада, что позволит одновременно совершенствовать профессиональные навыки специалистов в области педагогических знаний и библиотечных технологий.

Развитие научно-методической базы повышения квалификации посредством создания учебных и практико-ориентированных пособий, наглядных материалов, электронных изданий позволит включить в процесс обучения библиотечных специалистов и педагогов образовательных учреждений разного уровня (общеобразовательных, начального и среднего профессионального образования).

Активное применение в процессе повышения квалификации библиотечных специалистов информационных и телекоммуникационных технологий (предполагающих использование технической базы школ и общедоступных (областных, краевых) библиотек) повысит эффективность использования компьютеров в образовательных учреждениях и может способствовать модернизации и информатизации российского образования, особенно в сельских районах.

Создание прецедента повышения профессионального статуса школьного библиотекаря путем проблемно-ориентированного повышения квалификации.


Сайт управляется системой uCoz