Недавно было проведено интересное интервью…
База интервьюирования - Академия Постдипломного образования, группа повышения квалификации для библиотекарей школьных библиотек.
Были опрошены учащиеся 2-х групп курсов повышения квалификации - 40 человек. Библиотекари представляли практически все районы Санкт-Петербурга и все типы средних общеобразовательных учреждений. Выборку можно считать репрезентативной для генеральной совокупности школьных библиотекарей города.
В основном группа состояла из заведующих школьными библиотеками различных районов (один – по совместительству – учитель биологии). Библиотекарей опрошено всего пять человек.
По результатам анализа формализованного интервью можно сделать следующие выводы. Опрошенные библиотекари в 50% случаев плохо представляют себе возможности НИТ, в том числе и использования сети Интернет. Более того, та часть библиотекарей, которая не знакома с возможностями компьютера, настроена агрессивно и несколько консервативно к идее внедрения НИТ в учебный процесс. Но, несмотря на это, можно говорить о большой доли заинтересованности в обучении навыкам работы с ПК и Интернетом.
Помимо этих запросов библиотекарей интересуют такие направления, как работа с каталогами, картотеками, шифрами и правила ББК. Из этого можно заключить, что есть необходимость предоставления основной профессиональной информации в целях периодического повторения и самопроверки.
Также были упомянуты (в основном, среди тех, кто уже знаком с новой информационной средой) следующие дисциплины: психология личности, психология чтения, новейшие педагогические технологии, возможности PR и маркетинга, информационная грамотность, инновационные направления и специфика работы в медиатеке. Следовательно, вниманию библиотекарей, помимо основных профессиональных материалов, нужно предложить и материалы о существующих инновациях в области библиотековедения, педагогики, менеджмента и психологии, которые можно использовать в практической работе.
Все опрошенные имеют желание учится. Ничего не имеют против дистанционного образования, при условии наличия компьютера на рабочем месте, а также, если обучение будет бесплатным.
Оптимальными сроками дистанционного обучения можно назвать год или полгода. Почти все опрошенные хотели бы периодически встречаться с педагогами очно, для проведения семинаров или дискуссий, т.к. школьные библиотекари не имеют навыков виртуальных профессиональных коммуникаций.
Большая часть библиотекарей уверена, что повышение квалификации влияет на статус школьного библиотекаря в образовательном учреждении.
Если учитывать результаты интервьюирования, можно сказать, что сайт «Повышение квалификации библиотекарей и учителей. Консалтинговые услуги» должен содержать:
1. Справочную информацию по традиционной деятельности школьной библиотеки в форме, пригодной для самообразования (статьи, методические рекомендации, описание передового опыта, содержащее технологию того или иного мероприятия или процесса).
2. Инновационные направления повышения квалификации, в частности: «Библиотека и русский язык», «Педтехнологии», «Особенности деятельности библиотекаря-педагога» «Возможности PR и маркетинга для школьной библиотеки», «Работа медиатеки» и т.д. Данные материалы должны быть представлены в модульном варианте для того, чтобы учащийся мог выбрать индивидуальный маршрут обучения.
3. Справочный и вспомогательный материал. ( Профессиональные терминологические словари, статистические данные, характеризующие читателей и чтение).
4. Программы обучения и повышения квалификации.
5. Полную и простую информацию по дистанционному образованию, правилам зачисления и обучения, технологиям обучения.
На основании результатов интервью были выведены следующие диаграммы.
Диаграмма 1
Использование Интернет школьными библиотекарями
Данная диаграмма показывает, что половина библиотекарей – потенциальные потребители образовательных услуг и возможностей Интернет.
Диаграмма 2
Образовательные запросы школьных библиотекарей
По результатам интервьюирования было выведено 5 видов запросов:
Традиционная библиотечная деятельность (ББК, работа с каталогами, составление библиографических описаний документов), Информационные технологии (навыки работы с ПК, работы с Интернет, использование библиотечных программ), Психология и педагогика (психология личности, навыки работы в коллективе, способы привлечения интереса учащихся), Инновации в школьной библиотеке (работа в медиатеке, в медиацентре, использование электронных ресурсов в педагогической деятельности), Коммерческие направления (PR, маркетинг и менеджмент). Всего было 95 запросов, которые и были разделены по данным видам.
Как видно из диаграммы, самыми популярными запросами остаются: Традиционная библиотечная деятельность и Информационные технологии.